Младший возраст -
важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход
малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
В раннем возрасте ребенок многому научился: он
освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается
понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального
общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у
него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности,
к активному взаимодействию с окружающим миром.
Психологи обращают внимание на «кризис
трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый,
начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем
требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том,
что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в
направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его
деятельности новым содержанием.
Важно понять, что характерное для ребенка
третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего
отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не
фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать
стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий
ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по
поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими
дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих
достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Стремление к самостоятельности
формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В
совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и
приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно
расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих
возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться
лучшего результата.
Доверие и привязанность к воспитателю -
необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду.
Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе
воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое
доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь
воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с
удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый
источник новых игр, действий с предметами.
К концу младшего дошкольного возраста
начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми,
о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Развитие самосознания и выделение образа
«Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко
осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться
противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может
справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень
значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению к окружающим у ребенка формируется
собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего
поведения и интересом к миру взрослых.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом
возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет
гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего
труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить
результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок может
воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает
способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам
начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит
постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в
«как будто».
Как и в раннем возрасте, в
3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь
воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое
значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для
детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников,
смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша,
эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет
непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не
запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с
его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то,
что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное
время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро
переключается с одной деятельности на другую.
В
эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе.
Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает
зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает
другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику
присущ оптимизм.
В 3-4 года дети начинают усваивать
правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться
взрослыми.
К четырем годам рост ребенка
достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами
прибавка в весе составляет 2 кг).
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит,
координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие
движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и
вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными
действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как
круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает
их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к
самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С
удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими
успехами.
В играх ребенок
самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями,
охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки.
Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки
из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая речевая
активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько
стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо
интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется.
Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им.
Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно
воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и
активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и
ум открыты для добрых дел и поступков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий